был ли соблюден сторонами порядок оформления учетных документов о выполнении плана перевозок, устан

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА МОРДОВСКОЙ АССР

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

 

При разрешении спора о взыскании

штрафа за невыполнение плана

железнодорожных перевозок суд обязан

выяснить, был ли соблюден сторонами

порядок оформления учетных документов

о выполнении плана перевозок,

установленный Правилами перевозок грузов

 

 

Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги обратилось в суд с иском к колхозу им. Федосеенко о взыскании штрафа в сумме 1500 руб. за невыполнение плана перевозок соломы за декабрь 1981 и февраль 1982 года, сославшись на то, что план не выполнен по вине отправителя, не предъявившего груз к перевозке.

Решением Инсарского районного народного суда Мордовской АССР в иске отказано.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Президиум Верховного Суда Мордовской АССР удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, указав следующее.

В соответствии с разъяснением, данным в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27 ноября 1981 г. "О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 апреля 1969 г. N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа", имущественная ответственность колхозов за невыполнение плана перевозок наступает при условии, если перевозки были включены в план по их заявке либо с их согласия по заявке соответствующего органа.

При рассмотрении спора суду следовало проверить, какой план перевозок грузов был установлен для колхоза в декабре 1981 и феврале 1982 года и был ли колхоз в установленном порядке извещен о подаче вагонов под погрузку. Без выяснения этих обстоятельств суд не мог в полном объеме исследовать материалы дела, в том числе доводы истца о том, что план перевозок не выполнен по вине ответчика, а также проверить расчет причитающихся штрафных сумм.

Согласно 1, 2 Правил составления учетной карточки выполнения плана перевозок (разд. 2 Правил перевозок грузов) выполнение плана перевозок по грузоотправителям учитывается в учетной карточке формы ТУ-1. Она подписывается грузоотправителем и начальником станции по окончании каждых учетных суток. При отказе отправителя от подписи составляется акт общей формы.

Отказывая в иске о взыскании штрафа, народный суд исходил из того, что план перевозок не выполнен по вине железной дороги, так как вагоны под погрузку не предъявлялись.

В обоснование своего вывода суд сослался на акты от 28 декабря 1981 г. и 15 февраля 1982 г., составленные членами бригады колхоза, занятыми на погрузке, и не признал доказательствами вины ответчика акты общей формы, оформленные истцом по поводу неисполнения колхозом своих обязательств.

Суд также не принял во внимание учетные карточки, оформленные железной дорогой 3 декабря 1981 г. и 2 февраля 1982 г., в которых имеются данные о невыполнении колхозом плана перевозок.

Между тем, согласно 1 названных правил, учетная карточка основной документ по учету выполнения плана перевозок, без проверки которого суд не мог надлежащим образом разрешить вопрос о правомерности требований истца.

Не проверены судом и обстоятельства, связанные с тем, что грузоотправитель не подписал учетные карточки и акты общей формы.

В соответствии с 4 Правил составления актов (разд. 37 Правил перевозок грузов) ни одна из сторон не имеет права отказаться от подпиши акта общей формы. При несогласии с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.

Данных, свидетельствующих о том, что при оформлении учетных карточек и актов общей формы грузоотправитель не согласился с их содержанием, в материалах дела нет.

Судом не проверено, был ли сторонами соблюден порядок оформления учетных документов, установленный Правилами перевозок грузов, и поэтому решение суда нельзя признать правильным.

 

 

 
< Пред.   След. >
Полезное: